Просмотров: 4

Изменения на газовом рынке: чего ждать в 2018?

В 2018 г. сферу поставок природного газа ждут кардинальные изменения: рынок начнет работать в режиме суточной балансировки. Проект Постановления НКРЕКП «Об утверждении Изменений в некоторые постановления НКРЕКП по внедрению яйцо балансирование на рынке природного газа» предусматривается внесение изменений в Кодекс газотранспортной системы, Кодекс газораспределительных систем, Кодекс газохранилищ, Правил поставки природного газа, Типового договора транспортировки природного газа, Типовой договор распределения природного газа, Типового договора хранения (закачка, отбор) газа, Типовой договор поставки природного газа поставщиком «последней надежды», в частности, в части предоставления номинации/реноминации; осуществление аллокации; урегулирования заказчиками услуг транспортировки небалансов; предоставление финансового обеспечения оператору газотранспортной системы и тому подобное.

Основная цель принятия данных изменений – приведение данных постановленный в соответствие с Сетевого кодекса балансировки в газотранспортных системах, был принят Регламентом Комиссии ЕС 26 марта 2014 № 312/2014. Изменения будут вступать в силу поэтапно и в соответствии с новыми правилами рынок должен начать работу уже с 01 августа 2018 г. Принятые изменения должны способствовать повышению ликвидности газового рынка, развитию оптового рынка краткосрочных продуктов, и в целом перехода на европейские принципы торговли природным газом.

После опубликования постановления НКРЕКУ в газете «Урядовый курьер», в силу должен вступить п. 11 постановления, согласно которому Оператор ГТС в двухмесячный срок должен представит на рассмотрение Регулятора предложения по процедуре функционирования балансирующей платформы.

До 01 мая 2018 г. Оператор должен разместить на своем сайте инструкции по использованию информационной платформой, контактную информацию и часы работы службы поддержки.

С 15 июня 2018 г. в силу вступит подпункт 4 п. 4 Изменений в Кодекс ГТС. В Кодексе ГТС будут урегулированы технические требования к информационной платформе, а также порядок доступа к ней всех субъектов газового рынка для заключения договоров по краткосрочным стандартизированным продуктам, для заказа, предоставления и сопровождения услуг по транспортировке природного газа, в том числе для подачи номинаций/реноминаций, проверки величин денежных взносов (финансовой гарантии), а также других действий, предусмотренных Кодексом ГТС. Доступ к информационной платформе и статус пользователя получат то субъекты газового рынка, которые заключат договор транспортировки с Оператором ГТС. Каждому такому субъекту должен быть присвоен код пользователя платформы и создан интерфейс согласно статуса субъекта газового рынка. Например, это может быть поставщик, оператор ГРС, оптовый продавец/покупатель, оператор ПХГ и т. д. Для других пользователей информационная платформа будет доступна исключительно для просмотра публичной информации без права совершения других действий.

Информационная платформа должна включать следующие данные:
перечень точек вход/выход в/из ГТС;
информацию обо всех субъектах рынка природного газа, включая потребителей, которым в установленном порядке присвоены коды EIC;
информацию о поставщике «последней надежды»;
информацию о поставщиках со специальными обязательствами;
информацию о Реестрах потребителей поставщиков.

Также информационная платформа будет содержать информацию о предыдущих объемах потребления в течение каждых газовых суток, о фактическом суточном потреблении, о фактическом потреблении в течение каждого газового месяца, а также о прогнозном потреблении природного газа на каждые газовые сутки для потребителей, по которым отбор/потребление не измеряется круглосуточно.

Внедрение информационной платформы предусматривается и другие важные изменения. Так, меняется период подачи номинации и реноминации. Согласно новым правилам, номинация может быть представлена не ранее, чем за 60 дней до газовых суток, к которым такая номинация принадлежит. Время подачи номинации/реноминации оператору ГТС не изменилось.

Существенные изменения вносятся также и в части финансового обеспечения, его формы и уровня. Так, пункт 1 Глава 2 «Финансовое обеспечение» Кодекс ГТС дополнен новым абзацем: Заказчик услуг транспортировки природного газа самостоятельно определяет размер и форму финансового обеспечения по всем своих финансовых обязательств перед оператором ГТС с учету требований настоящей главы. Но абзацем ниже определено, что уровень финансового обеспечения на период газовой суток (D) должен быть не менее 100-процентной стоимости газа, заказанного для транспортировки на период газовой суток (D-1) и (D), размера стоимости суммы суточных негативных небалансов за предыдущие расчетные периоды текущего газового месяца (при их наличии) и стоимости неоплаченного отрицательного небаланса предыдущего газовый период (при его наличии). При расчете суммы суточных негативных небалансов такая сумма уменьшается на сумму суточных положительных небалансов за предыдущие расчетные периоды текущего газового месяца, но не более, чем на сумму суточных негативных небалансов за предыдущие расчетные периоды текущего газового месяца. Такой уровень финансового обеспечения должен быть обеспечен заказчиком услуг по транспортировке природного газа не позднее, чем за 3:00 часа до необходимого срока подачи номинации или 3:00 до подачи реноминации.
Срок действия финансового обеспечения должен заканчиваться не ранее чем через 14 дней после наступления срока осуществления оплаты услуг балансировки за период, в котором такое финансовое обеспечение учитывалось оператором ГТС для оказания услуг по транспортировке природного газа. Заказчик услуги транспортировки природного газа вправе использовать предоставленное оператору ГТС одно и то же действующее финансовое обеспечение в течение времени предоставления услуг транспортировки природного газа.

Также регулятор изменил процедуру урегулирования яйцо небаланса. В случае, если сумма подач природного газа заказчика услуги транспортировки природного газа в течение газовых суток не равна сумме отборов газа заказчика услуг транспортировки за эти газовые сутки, считается, что у заказчика услуг транспортировки является суточный небаланс и к нему применяется плата. Заказчики услуги транспортировки для недопущения ыми небалансов за газовые сутки имеют право в течение газовой суток, но не позднее, чем за 1:00 до окончания такой суток, осуществить между собой прием-передачу природного газа путем предоставления торговых уведомлений через информационную платформу оператора ГТС. Или заплатит за небаланс. Для расчета платы за суточный небаланс для каждого заказчика услуг по транспортировке природного газа оператор ГТС умножает объем яйцо небаланса на маржинальную цену продажи и приобретения природного газа. Здесь стоит отметить, что по мнению ассоциации «Газовые трейдеры Украины», плата за суточный небаланс – экономически необоснованна и является дополнительным бременем финансового, как для оператора ГТС, так и заказчика услуг по транспортировке природного газа. Введение маржинальной цены продажи/приобретения природного газа, введение платы, введение корректировки, предоставление оператору ГТС возможности продавать природной газ по самой высокой цене, а закупать – по самой низкой, и это при переходе на газовые сутки, только ограничивает заказчиков услуги транспортировки, в том числе, иностранных, и не соответствует цели принятия Проекта.

Соответствующие изменения относительно информационной платформы, газовых суток, расчетного периода и так далее внесены в кодексы ГРМ и газохранилищ, Правила поставки природного газа.

Более подробно об изменениях на газовом рынке Украины вы можете прочесть в моей статье “Газовый формат” для журнала “Энергобизнес № 5 вот 06.02.2018.

            <br />


            <br />


            <br />


            <br />

(Via)

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.