Просмотров: 15

Открытое письмо Премьер-министру Украины Владимиру Гройсману

Открытое письмо

                                            <p>Премьер-министру Украины </p>
                                            <p>
                                                    <b>Гройсману В.Бы. </b>

Копия:
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны

                                            <p>
                                                    <br />
                                            </p>
                                            <p>Относительно проблем формирования и реализации государственной политики в ОПК и критического состояния в отрасли, эффективности деятельности и процесса реформирования ГК «Укроборонпром».</p>
                                            <p>
                                            </p>
                                            <p>
                                            </p>





    <p>
    </p>
    <p>
            <u>
            </u>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p align="center">
    </p>
    <p align="center">
    </p>
    <p align="center">
    </p>

            <br />

    <p align="center" style="text-align: center">Уважаемый Владимир Борисович! </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">Мы, представители общественного и экспертного среды, занимается вопросами реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), обращаемся к Вам по поводу критической ситуации, сложившейся в этом секторе. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">Подтверждением этого является большое количество информации в украинских и иностранных СМИ за 2017-2018 гг. относительно неэффективности деятельности Государственного концерна «Укроборонпром» и предприятий, входящих в его состав, в том числе - коррупционные проявления в процессе разработки государственных программ реформирования и развития ОПК <a href="#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1]</a>, отсутствие прогресса в реформировании Концерна <a href="#_ftn2" name="_ftnref2" title="">[2]</a>, манипуляции с контрактами и проведения коррупционных действий, связанных с деньгами криминального происхождения во время осуществления хозяйственной деятельности (<a href="#_ftn3" name="_ftnref3" title="">[3]</a>,<a href="#_ftn4" name="_ftnref4" title="">[4]</a>), факты финансовых нарушений и неэффективного управления ресурсами на сотни миллионов гривен <a href="#_ftn5" name="_ftnref5" title="">[5]</a>, обвинения в срыве выполнения государственного оборонного заказа <a href="#_ftn6" name="_ftnref6" title="">[6]</a>, препятствование представителям Государственной аудиторской службы в проведении проверок <a href="#_ftn7" name="_ftnref7" title="">[7]</a>, перечисления десятков миллионов бюджетных средств на фиктивные фирмы <a href="#_ftn8" name="_ftnref8" title="">[8]</a> и прочее. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">Это говорит о системности проблем в работе Концерна, решение которых ожидает и требует общество. </p>
    <p style="text-align: justify">Причинами такого неудовлетворительного состояния деятельности Концерна и обороно-промышленного комплекса в целом, важной составляющей которого является Концерн, мы считаем следующие факторы: </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">1. Государственный концерн «Укроборонпром» было образовано в соответствии с Указом Президента Януковича с частичным превышением полномочий Президента во время действия Конституции в редакции 1996 года (Указ Президента Украины №1245/2010 от 28 декабря 2010 года «О мерах по повышению эффективности деятельности оборонно-промышленного комплекса Украины» <a href="#_ftn9" name="_ftnref9" title="">[9]</a>). Однако, до сих пор, начиная с февраля 2014 года (с момента после Революции Достоинства и решение Верховной Рады Украины о возврате к Конституции в редакции 2004 года), законодательство не приведено в соответствие с действующей Конституцией Украины. По состоянию на сегодня механизмы управления Концерном разделены между полномочиями Президента и Кабинета Министров: согласно Закона Украины "Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе"<a href="#_ftn10" name="_ftnref10" title="">[10]</a>, подписанного Президентом Януковичем, и Постановления КМУ № 993 от 31 августа 2011 г. «Некоторые вопросы Государственного концерна "Укроборонпром"», принятой Правительством Азарова<a href="#_ftn11" name="_ftnref11" title="">[11]</a>, функции управления концерном и контроль за его деятельностью осуществляет Кабинет Министров Украины как уполномоченный орган управления; но при этом Президент назначает/увольняет гендиректора и большинство членов наблюдательного совета Концерна, которое не отвечает Конституции и вносят дисбаланс в систему управления. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">2. Определенные функции формирования решений в ОПК и управления Концерном выполняет Аппарат СНБО: в его структуре функционирует несколько межведомственных комиссий (1 - Межведомственная комиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса<a href="#_ftn12" name="_ftnref12" title="">[12]</a>, и 2 - Межведомственная комиссия по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля<a href="#_ftn13" name="_ftnref13" title="">[13]</a>), которые возглавляются первым заместителем секретаря СНБО и занимаются формированием решений по вопросам ОПК и экспорта вооружений. Это тоже, на уровне с назначением Президентом гендиректора и членов наблюдательного совета Концерна, является вмешательством в вопросы промышленности, которые относятся исключительно к компетенции Кабинета Министров. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">3. Наблюдательный совет Концерна больше года (октябрь 2016 – январь 2018) была недееспособной из-за отсутствия трех из пяти ее членов; при этом квота от Кабинета Министров никогда не была и до сих пор остается незаполненной. </p>
    <p style="text-align: justify">Закон Украины "Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе" не предусматривает создание независимого наблюдательного совета Концерна, и теперешний ее состав избран по непрозрачным принципу. Еще весной 2016 года Президент внес свои предложения к Закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной и коммунальной собственности", согласно которым порядок организации деятельности и полномочия наблюдательных советов предприятий оборонно-промышленного комплекса определяются Законом Украины "Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе" <a href="#_ftn14" name="_ftnref14" title="">[14]</a>. 02 июня 2016 года законопроект был принят, что делает сегодня невозможным формирование независимых наблюдательных советов на предприятиях ОПК <a href="#_ftn15" name="_ftnref15" title="">[15]</a>. Такая ситуация создает значительные коррупционные риски и делает невозможным эффективный надзор за деятельностью Концерна со стороны государства. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">4. В Концерне присутствует конфликт интересов – не будучи органом центральной власти, Концерн выполняет не свойственные для субъекта хозяйствования регуляторные функции в ОПК, в частности по вопросам экспорта вооружений, и одновременно сам имеет преференции на экспорт и импорт вооружений <a href="#_ftn16" name="_ftnref16" title="">[16]</a>; ГК «Укроборонпром» за последнее время подготовил около 30 законопроектов и занимается лоббизмом в комитетах Верховной Рады и Кабинете Министров, что с позиций этических стандартов не является приемлемым. При этом, ГК «Укроборонпром» контролирует предприятия-участников Концерна и делает процесс принятия решений крайне централизованным, что вредит отрасли в целом. Западные компании не склонны сотрудничать и инвестировать в украинскую оборонную промышленность, в частности, через непрозрачную структуру Концерна<a href="#_ftn17" name="_ftnref17" title="">[17]</a>. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">5. Отдельного внимания требует вопрос процесса реформирования концерна, а именно – инициированного концерном тендера на закупку услуг стратегического, операционного, технологического, финансового, юридического осмотра и диагностики (дьюділідженс) деятельности ГК «Укроборонпром» и его участников, совершенствования разработанной стратегии корпоративной и производственной реструктуризации концерна, дочерних предприятий и обществ, и сопровождения практического внедрения разработанных специалистами рекомендаций. </p>
    <p style="text-align: justify">Стоит отметить, что информация о тендер (<a href="#_ftn18" name="_ftnref18" title="">[18]</a>) появилась на сайте закупіаель 13 ноября 2017 – по состоянию на сегодня Концерн отменял и возобновлял проведения закупки, неоднократно изменял техническое задание, тендерные условия и дату подачи предложений от участников, что выглядит непрофессионально. Анализ тендерной документации свидетельствует о наличие в ней противоречивых положений и требований <a href="#_ftn19" name="_ftnref19" title="">[19]</a>. </p>
    <p style="text-align: justify">Считаем, что Концерн в нынешнем состоянии не имеет и не может выступать заказчиком как отдельно услуг осмотра и диагностики, так и всей реформы в целом. Именно Правительство должно выступать заказчиком и координаторам такой реформы, а Концерн на уровне с предприятиями других отраслей, должен быть полностью подчинен Кабинету Министров, и оставаться свободным от любых попыток использовать Концерн как инструмент политического влияния и источник незаконного обогащения. Ответственным за результаты внедрения реформы должна стать независимая и профессиональная наблюдательный совет Концерна. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">6. Кабинет Министров Украины, который согласно Конституции является высшим органом в системе органов исполнительной власти<a href="#_ftn20" name="_ftnref20" title="">[20]</a> и, среди прочего, разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического и научно-технического развития Украины, осуществляет управление объектами государственной собственности, меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, <b>не имеет механизмов координации и влияния как в ОПК в целом, так и Концерна в частности</b>. Ведь на сегодня отсутствует центральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование и реализацию государственной оборонно-промышленной политики. </p>
    <p style="text-align: justify">Концепция развития сектора безопасности и обороны Украины <a href="#_ftn21" name="_ftnref21" title="">[21]</a>, утвержденная Указом Президента Украины № 92/2016 от 14 марта 2016 года, предусматривает создание Центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную военно-промышленную политику. Тоже самое предусмотрено проектом ЗУ «О национальной безопасности», разработку которого предусмотрено согласно Стратегии национальной безопасности Украины (утверждено Указом Президента Украины № 287/2015 от 26 мая 2015 года). Этот новый орган определен одним из составляющих сектора безопасности и обороны и должно формировать и реализовывать государственную политику в ОПК, определять приоритетные направления развития оборонно-промышленного комплекса, обеспечивать нормативно-правовое регулирование в этой сфере, анализировать состояние и тенденции развития оборонно-промышленного комплекса Украины, разрабатывать и организовывать выполнение государственных целевых программ развития оборонно-промышленного комплекса. Создание такого органа позволит осуществить наращивание необходимых возможностей составляющих сектора безопасности и обороны и улучшения их качественных показателей. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">Указанные выше проблемы и, прежде всего, преференции, которые имеет Концерн, усилены коррупционным проявлениям в деятельности Концерна и его участников, и отсутствие регулирования отрасли со стороны Правительства, приводят к существованию неконкурентной среды и дискриминации украинских производителей, в том числе негосударственной формы собственности, сдерживание иностранных инвестиций в отрасль, а соответственно и к торможению развития отрасли в целом с соответствующими потерями для Государственного бюджета и ущербом для обороноспособности страны. </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">
            <b>Обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Борисович, с просьбой как можно скорее решить указанные в этом письме вопросы, и публично высказать официальную позицию относительно поднятых в письме проблем и предложенных рекомендаций. </b>

Также, предлагаем провести совместную встречу для обсуждения вопросов реформирования Концерна, имеющихся проблем формирования и реализации государственной политики в ОПК, и разработки действенного механизма для решения существующих проблем.

В заключение хотим подчеркнуть, что предложенные нами рекомендации являются важными в первую очередь для государства, ее уровня обороноспособности и состояния экономики. Общественное и международное внимание приковано к состоянию коррупции в нашей стране, и до того, как Украина решает проблемные вопросы, что в свою очередь усилит не только обороноспособность государства, но и политический и экономический имидж, показав Украину адекватным партнером, с которым могут сотрудничать на международном уровне. Промедление с решением этих вопросов наносит имиджевые потери не только Концерна, а государству в целом, что в конечном итоге негативно влияет на решения западных правительств и компаний относительно сотрудничества и поддержки Украины.

Учитывая это, рассчитываем на понимание и сотрудничество.

С уважением,

                                    <p>
                                            <b>Валентин Бадрак</b>

                                    <p>Директор «Центра исследований армии, конверсии и разоружения» </p>
                                    <p>
                                    </p>




                                    <p>
                                            <b>Анатолий Пинчук </b>

                                    <p>Президент ВОО «Украинская Стратегия» </p>
                                    <p>
                                    </p>




                                    <p>
                                            <b>Юрий Касьянов</b>

                                    <p>Волонтер, блогер, Matrix UAV </p>
                                    <p>
                                    </p>




                                    <p>
                                            <b>Глеб Каневский</b>

                                    <p>председатель правления ОО StateWatch </p>
                                    <p>
                                    </p>




                                    <p>
                                            <b>Виктор Плахута</b>

                                    <p>исполнительный директор Фонда Свободная Украина </p>




                                    <p>
                                    </p>


                                    <p>
                                    </p>




                                    <p>
                                    </p>
                                    <p>24 января 2018 г </p>
                                    <p>
                                    </p>
                                    <p>
                                    </p>


                                    <p>
                                    </p>
                                    <p>
                                    </p>
                                    <p>. </p>




    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p>
    </p>
    <p style="text-align: justify">
            <b>Приложения: </b>

1. Рекомендации по совершенствованию процесса формирования и реализации государственной политики в ОПК, совершенствования системы государственного управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе, эффективности деятельности ГК «Укроборонпром» и процесса реформирования Концерна:

– создать центральный орган исполнительной власти, который будет обеспечивать формирование и реализацию государственной оборонно-промышленной политики, как это определено Концепцией развития сектора безопасности и обороны Украины[22]:

предлагается создать ЦОИВ с последующей передачей в его подчинение предприятий ГК Укроборонпром, Государственного Космического Агентства и других предприятий оборонной промышленности государственной формы собственности со следующими полномочиями, которые среди прочего включают:

1) формирование и реализацию государственной оборонно-промышленной политики,

2) формирование, координацию и контроль за выполнением государственного оборонного заказа,

3) координацию мобилизационной подготовки национальной экономики на особый период,

4) формирование и реализацию государственной политики в сфере экспортного контроля,

5) выполнение функции отчуждения и реализации избыточного имущества Минобороны и других силовых ведомств;

– выполнить комплексный пересмотр Закон Украины “Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе” и Постановления КМУ № 993 от 31 августа 2011 г «Некоторые вопросы Государственного концерна “Укроборонпром” с целью приведения их в соответствие к Конституции Украины;

– Кабинету Министров срочно внести изменения в Постановление КМУ № 993 от 31 августа 2011 г «Некоторые вопросы Государственного концерна “Укроборонпром”» о порядке назначения генерального директора Концерна и определить, что генеральный директор назначается на должность и освобождается с должности Премьер-министром Украины;

– Внести изменения в Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» и определить, что порядок организации деятельности и полномочия наблюдательных советов предприятий оборонно-промышленного комплекса определяются Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности»;

– ограничить функции Аппарата СНБО относительно формирования решений в ОПК и управления Концерном с обеспечением выполнения соответствующих функций исключительно Кабинетом Министров;

– Разработать и принять Стратегию развития оборонно-промышленного комплекса Украины, как это определено Концепцией развития сектора безопасности и обороны Украины[23]. Стратегия должна служить ориентиром для реформирования и развития оборонной промышленности страны на долгосрочный период;

обнародовать содержание Государственной целевой программы реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса Украины 2021, о чем было публично заявлено на веб-странице Правительственного портала ([24]);

– Кабинету Министров обнародовать четкий план реформирования Концерна, включая графику и ответственными лицами;

– создать должность Генерального инспектора, который будет иметь все права и доступ для независимого мониторинга использования средств в ОПК и системе закупок ВВТ, и будет подчинен и отчитываться непосредственно перед Премьер-министром;

– создать неправительственную военно-техническую комиссию (Совет экспертов), которая бы была самостоятельным органом с правом голоса при КМУ и обеспечением реального механизма влияния на принятие решений в ОПК;

– инициировать внесение изменений в действующее законодательство (ЗУ «О государственной тайне» и Приказа СБУ №440 от 12.08.2005 «Об утверждении Свода сведений, составляющих государственную тайну») с целью снижения уровня секретности в оборонной сфере, что обусловлено планом мероприятий Стратегического Оборонного Бюллетеня (п. 2.5.1);

– ускорить реформу системы закупок ВВТ и услуг оборонного назначения на внутреннем и внешнем рынках, и систему экспорта ВВТ и услуг оборонного назначения, что является НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ реформирования и развития ОПК.

                    <br />



                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]</a>

https://www.pravda.com.ua/articles/2017/01/24/7133228/

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2]</a>

https://www.kyivpost.com/ukraine-politics/anti-graft-watchdog-halts-cooperation-ukroboronprom-due-stalled-reforms.html

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3]</a>

http://foreignpolicy.com/2017/12/21/ukraines-anti-corruption-agency-alleges-fraud-in-arms-industry/

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4]</a>

https://www.epravda.com.ua/news/2017/12/26/632519/

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5]</a>

https://www.epravda.com.ua/news/2017/08/18/628180/

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6]</a>

https://ua.censor.net.ua/n461490

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7]</a>

https://www.pravda.com.ua/news/2017/10/25/7159613/

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8]</a>

https://www.pravda.com.ua/news/2017/10/24/7159458/

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9]</a>

http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1245/2010

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10]</a>

http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/3531-17

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11]</a>

http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/993-2011-%D0%BF

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12]</a>

http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/329/2015

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13]</a>

http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/180/2007

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14]</a>

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=56416

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15]</a>

http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/185-16

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16]</a>

https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1400/RR1475-1/RAND_RR1475-1.pdf

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17]</a>

https://ukrainesecuritysector.com/wp-content/uploads/2017/11/2017_DCAF_conference-proceedings_6.pdf

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18]</a>

https://prozorro.gov.ua/en/tender/UA-2017-12-20-003453-c

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19]</a>

http://ukrfreedomfund.org/ua/news/shcho-vidbuvayetsya-z-reformuvannyam-oboronno-promyslovogo-kompleksu-ukrayiny-zokrema-dk

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20]</a>

http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80/print

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21]</a>

http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/92/2016

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22]</a>

http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/92/2016

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23]</a>

http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/92/2016

                    <p style="text-align: justify">

                                    <a href="#_ftnref24" name="_ftn24" title="">[24]</a>

http://old.kmu.gov.ua/kmu/control/uk/publish/article?art_id=250010686&cat_id=250388982

(Via)

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.