Просмотров: 71

Учиться жить интересами общества и страны

Французский деятель и один из создателей теории свободной общины, Алексис де Токвиль писал: «В общине заключается сила свободы народа. Общественные институты открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться ею, наслаждаться ее мирным характером». В июле этого года исполняется 20 лет, как Украина ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления от 15 октября 1985 года. Согласно этой Хартии, участие в управлении государственными делами может осуществляться непосредственно на местном уровне, через органы местного самоуправления, которые являются важнейшей основой любого демократического режима. Целью документа является установление общеевропейских стандартов по организации местного самоуправления, регламентация правоотношений применение подписантами норм, гарантирующих правовую, административную, финансовую самостоятельность территориальных общин и органов самоуправления.

    <p class="MsoNormal" style="text-align: justify">

Практическим результатом внедрения этой хартии в нашей стране является установка системы, в которой местный совет является нижним звеном во властной вертикали представительной «районный совет – областной совет – Верховная Рада». Имея минимум самостоятельности и ограниченности в управлении денежными, имущественными ресурсами, местный совет во многом зависит от высших государственных органов. Сохранение непомерного и необоснованного административного контроля над делами местных общин не позволяет эффективно задействовать возможности децентрализации в интересах граждан на местах. Данное положение вещей не соотносится ни с теорией свободной общины, ни со ст. 8 упомянутой хартии в части соблюдения при административном контроле принципа обеспечения умеренности мероприятий контролирующего органа, важности интересов, которые орган намерен охранять.

В связи с этим, на мой взгляд, есть несколько проблем, решение которых будет способствовать реализации положений Хартии, что, несомненно, пойдет на пользу не только местным общинам, но и украинскому бизнесу.

Первая проблема, которую необходимо решить при проведении децентрализации, – это снижение административного надзора над деятельностью местных общин. Это означает, что любой административный надзор должен осуществляться в соответствии с Конституции и законов.

Кроме желания чиновников жестко контролировать местные вопросы, есть также проблемы мировоззренческого характера. Данные проблемы общества можно увидеть на опыте создания ОСМД, которые нередко сопровождаются конфликтами и ссорами между жильцами. Проблемой на пути реформы также распространены иждивенческие настроения граждан, многолетние надежды на то, что «наверху», по их представлениям, к власти придет «правильное» лицо и решит все проблемы. Основой для таких настроений и, соответственно, востребованности политиков популистского направления, на мой взгляд, является отсутствие на местах реальных рычагов управления жизнью общин и имуществом.

Поэтому вторая проблема, которую надо будет решить – это просветительская и образовательная работа среди граждан. В информационном поле должны присутствовать систематические обсуждения данной важной ??тематики, социальная реклама, разъяснительная работа, систематические образовательные мероприятия по обучению граждан основам местного самоуправления, в том числе на примере зарубежного опыта.

В последнее время в Украине создаются местные общины, в том числе и путем объединения нескольких общин, формируется соответствующее законодательное поле. Нужно соответствующим образом изменить ст. 118, 119,132, 133, 140-144 Конституции Украины. Еще в 2015 году Верховной Радой Украины подготовлен проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)».

Но, несмотря на неотложный статус законопроекта, поданного Президентом в 2016-17 годах, формальные действия по продвижению закона отсутствуют.

Таким образом, третья проблема децентрализации – это правовая нормативная база, ее качественное наполнение, направленное на эффективную работу местных органов самоуправления в интересах членов местных общин и государства в целом. Особое внимание необходимо уделить материальной базе, финансированию жизнь местных общин. Чтобы муниципальная власть была сильной и эффективной, она, помимо текущих доходов, должна иметь право владеть, пользоваться и распоряжаться государственным имуществом, земельными участками в пределах местной общины, за исключением имущества, которое в силу объективных обстоятельств не может принадлежать местной общине (военные, техногенные объекты, имущество других ветвей власти).

Самая острая проблема с правосудием на местах, на мой взгляд, должна решаться при непосредственном участии членов местных общин. Необходимо создавать правовой механизм, когда именно местные общины – путем проведения выборов – будут формировать состав местных судов. Правосудие будет справедливым, когда судьи почувствуют свою ответственность непосредственно перед членами местных общин, и их материальное обеспечение, карьера будут зависеть от объективной возможности выполнять прямые обязанности и обеспечить каждому торжество закона и правосудия.

Важнейшую роль для становления местных сообществ, на мой взгляд, должны сыграть предприниматели и предприятия, которые находятся на территории соответствующей общины. Например, наше предприятие, ООО «Побужський ферроникелевый комбинат», более 10 лет принимает активное участие в жизни местной громады пгт Побужское. На средства предприятия проведен газопровод, осуществляются водоснабжения и водоотведения, построены и поддерживаются объекты социально-культурного назначения. Поэтому предприятие положительно оценивает объединение местной общины с общинами нескольких окрестных населенных пунктов и готово помочь становлению и развитию местного самоуправления.

Любое успешное предприятие – это проект, который уже реализован, поэтому опыт работников этих предприятий с создания фактического проекта успешной местной общины является неоценимым.

На мой взгляд, государственный интерес развития Украины в целом заключается в успешном развитии каждой местной общины, удовлетворении экономических интересов каждого гражданина. Поэтому полномочия по реализации местных инфраструктурных, экологических, энергосберегающих проектов, создания объектов альтернативной энергетики должны принадлежать местным общинам. Легкость и оперативность оформления документов, низкие временные и материальные издержки могут быть преимуществом соответствующей общины при привлечении инвестора. С другой стороны, практически каждое строительство на территории местной общины – это денежные поступления от паевого взноса на развитие местной инфраструктуры. Другими словами, легкость ведения бизнеса, инвестиционный климат во многом должны зависеть от местного самоуправления и быть его конкурентным преимуществом перед другими местными сообществами.

Также необходимо изменить правила государственной регистрации недвижимого имущества, и правила государственной регистрации юридических лиц, закрепив это право исключительно за регистраторами местной общины, где находится имущество или зарегистрировано юридическое лицо. Другой вариант – предоставить инвестору, владельцу право устанавливать и снимать подобные территориальные ограничения по регистрации имущества и юридического лица. В свете проблемы рейдерства и систематического разведения руками должностными лицами Минюста после очередного факта неправомерного переоформлению имущества или корпоративных прав, считаю данное предложение очень актуальным.

Вышеупомянутый Алексис де Токвиль, написал в книге «Демократия в Америке»: «…я больше всего восхищаюсь не административными, а политическими последствиями децентрализации. Чувство родины в Соединенных Штатах ощущается где. Родина – это предмет заботы для всех, начиная с общины и заканчивая страной в целом. Человек живет интересами своей страны, как своими собственными. Она гордится славой своей нации, достигнутыми ею успехами, в которых он видит частичку своего труда, и это ее возвышает; она радуется всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на нее также. Она испытывает к своей родине такое же чувство, как и к собственной семье. И вместе с тем, подвижная определенными эгоистичными мотивами, она интересуется делами государства». Надеюсь, что в результате децентрализации, реализации реформ в Украине и цивилизационной интеграции, чувства гордости за Родину у каждого украинского гражданина еще более укрепится и станет еще более обоснованным.

(Via)

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.